Турбокомпрессор ТКР 7
На дизеле установлен турбокомпрессор, использующий энергию отработавших газов для
наддува воздуха в цилиндры дизеля.
Принцип работы турбокомпрессора заключается в том, что отработавшие газы из ци-
линдров дизеля под давлением поступают через выпускной коллектор в улиточные каналы
турбины. Расширяясь, газы вращают колесо турбины с валом, на другом конце которого
колесо компрессора через воздухоочиститель всасывает воздух и подает под давлением в
цилиндры дизеля.
Турбокомпрессор, в соответствии с рисунком 7, выполнен по схеме: радиальная центро-
стремительная турбина и центробежный одноступенчатый компрессор при консольном рас-
положении колес относительно опор.
Частота вращения вала турбокомпрессора, подача и давление нагнетаемого воздуха за-
висят от режима работы дизеля.
Корпус турбины 2 турбокомпрессора отлит из высокопрочного чугуна. Проточная часть
турбины для прохода отработавших газов образована корпусом и колесом турбины.
Корпус компрессора 11 отлит из алюминиевого сплава, его проточная часть образована
корпусом и колесом компрессора.
18 260-0001000РЭ
Корпусы турбины и компрессора крепятся к корпусу подшипников 14, отлитому из вы-
сокопрочного чугуна.
Колесо турбины 1 отлито из жаропрочного сплава и приварено к валу.
Колесо компрессора 6 отлито из алюминиевого сплава и крепится на валу специальной
гайкой.
Вал вращается в радиальном подшипнике, выполненном в виде плавающей невращаю-
щейся моновтулки 3. Моновтулка фиксируется в корпусе подшипников фиксатором. Осевое
перемещение вала воспринимает упорный подшипник 12.
Подшипники турбокомпрессора смазываются и охлаждаются маслом, поступающим
по трубопроводу от масляного фильтра. Как в радиальном, так и в упорном подшипниках
дополнительно осуществляется центробежная очистка масла. Из турбокомпрессора масло
сливается в картер дизеля.
Со стороны компрессора и турбины установлены газомасляные уплотнения, в качестве
которых используются пружинные уплотнительные кольца 8 и 15, установленные в канавках
вала. Со стороны компрессора для повышения эффективности установлен маслоотражатель,
а со стороны турбины – экран.
Дизель Д-260.1 является базовой моделью. Его модификации отличаются
от базовой модели регулировкой по мощности, комплектностью, конструкцией некоторых деталей.
Исполнения дизелей серии Д-260, применяемых на технике ОАО «Амкодор», приведены
Таблица 2 – Исполнения дизелей серии Д-260
Дизель Комплектация Применяемость
Д-260.1
Турбокомпрессор ТКР-7
ТНВД РР6М10Р1f-3491
с пневмокомпрессором
АМКОДОР 342Р, АМКОДОР 342Р-01,
АМКОДОР 342Р4, АМКОДОР 342Р4-01
Д-260.1
Турбокомпрессор ТКР-7
ТНВД РР6М10Р1f-3491
без пневмокомпрессора
АМКОДОР 342В, АМКОДОР 342В-01,
АМКОДОР 342В4, АМКОДОР 342В5,
АМКОДОР 342С4, АМКОДОР 342С4-02,
АМКОДОР 342С5, АМКОДОР 342С5-02,
АМКОДОР 2243, АМКОДОР 2243А,
АМКОДОР 2243В, АМКОДОР 2243С,
АМКОДОР 2661*, АМКОДОР 2661-01*
Д-260.1
Турбокомпрессор ТКР-7
ТНВД РР6М10Р1f-3491
Насос НШ-16 или НШ-14
АМКОДОР 6811, АМКОДОР 6811К
Д-260.2
Турбокомпрессор ТКР-7
ТНВД РР6М10Р1f-3492
без пневмокомпрессора
АМКОДОР 332В, АМКОДОР 332В4,
АМКОДОР 332С4, АМКОДОР 332С4-02
Д-260.2
Турбокомпрессор ТКР-7
ТНВД РР6М10Р1f-3492
с пневмокомпрессором
АМКОДОР 333В, АМКОДОР 333В-01,
АМКОДОР 333В4, АМКОДОР 332С4-01,
АМКОДОР 332С4-03
Д-260.9
Турбокомпрессор ТКР-7-03
ТНВД 363.1111005-40.09
без пневмокомпрессора
АМКОДОР 352, АМКОДОР 352В4,
АМКОДОР 352С, АМКОДОР 352С-01,
АМКОДОР 352Л*, АМКОДОР 352Л-01*,
АМКОДОР 352Л-02*, АМКОДОР 2551*,
АМКОДОР 2902*
Дизели укомплектованы стартером 3002.3708, генератором Г9945.3701-1, ЭФУ, вентилятором Ø 510,
поршнями 260-1004021-Т или 260-1004021-М, шатунами 260-1004100-Д, кольцами стопорными
поршневого пальца 245-1004022 и поршневыми пальцами К245-1004042-Б Ø 42, маховиком 260.4-
1005114-04 (с зубчатым венцом 265-1005121 m = 3.75 мм) с пальцами 260.4-1005127.
На части дизелей возможна установка маховиков с зубчатым венцом m = 3 мм, вентиляторов
диаметром 502 мм и диаметром 560 мм.
* на дизелях установлены генераторы 65282.3701.