Руководство по эксплуатации турбокомпрессора
Руководство предназначено для работников служб сервисного и гарантийного обслуживания предприятий – производителей двигателей, их сервисных организаций и дилеров, предприятий и частных лиц, эксплуатирующих поршневые двигатели внутреннего сгорания с турбонаддувом.
Выполнение требований и рекомендаций данного руководства позволит избежать наиболее часто встречающихся ошибок при эксплуатации и диагностике неисправностей, как турбокомпрессора, так и двигателя. Тем самым увеличить вероятность их безотказной работы и ресурс.
Общие сведения
Турбокомпрессор предназначен для наддува поршневых двигателей внутреннего сгорания (ДВС) различного назначения: транспортного, сельскохозяйственного, строительного, морского, специального и т. д.
Наддув — Повышение давления (и плотности) воздуха на впуске в двигатель внутреннего сгорания, что позволяет увеличить количество сжигаемого топлива, а значит и мощности, снимаемой с единицы объёма двигателя.
Компрессор (нагнетатель) — Механизм для сжатия и подачи воздуха под давлением.
Турбо – Обозначает, что применяется газотурбинный наддув, при котором отсутствует механический привод компрессора. Мощность на привод компрессора получается при срабатывании части остаточной энергии отработавших газов двигателя в турбине турбокомпрессора и передаётся на компрессор через общий вал – ротор.
Помимо собственно увеличения мощности двигателя наддув способствует также улучшению качества рабочего процесса ДВС, т. е. увеличению полноты сгорания, КПД цикла и снижению выбросов вредных веществ с отработавшими газами.
Газотурбинный наддув также позволяет существенно уменьшить расход топлива по сравнению с безнаддувным двигателем при той же мощности, т. к. на привод компрессора используется энергия отработавших газов, которые в безнаддувном двигателе выбрасываются в атмосферу. Механический привод компрессора, который также применяется в ДВС, требует расхода части мощности двигателя для своей работы, что увеличивает расход топлива.
Турбокомпрессоры состоят из трёх основных элементов:
- Компрессор, включающий корпус компрессора (1), рабочее колесо (2) и заднюю стенку (3). Компрессор, обеспечивает сжатие воздуха на входе в двигатель для увеличения массы свежего заряда.
- Турбина, включающая корпус турбины (4), рабочее колесо (5) и экран (6). Турбина обеспечивает преобразование части тепловой энергии отработавших газов двигателя в механическую работу вращения рабочего колеса. Рабочие колёса компрессора и турбины связаны общим валом – ротором (7), поэтому крутящий момент от рабочего колеса турбины передаётся на колесо компрессора и обеспечивает его работу.
- Корпус подшипников (8), служащий для крепления корпусов компрессора и турбины, а также имеющий места для установки радиальных (9) и упорного подшипников (10) ротора и каналы для подвода масла к ним.
Для турбокомпрессоров часто применяется сокращённое обозначение ТКР
ТурбоКомпрессор Радиальный. Последнее слово в этом обозначении характеризует тип применяемой турбины – «радиально-осевая», т. е. с радиальным входом газа в рабочее колесо и осевым выходом. Такая турбина чаще всего применяется в турбокомпрессорах для двигателей автомобильного и сельскохозяйственного назначения. Для больших двигателей также применяются турбокомпрессоры с осевой турбиной (осевой вход и выход). Для таких турбокомпрессоров применяется сокращение ТК.
Компрессор в турбокомпрессорах ДВС практически всегда центробежного типа – с осевым входом воздуха в рабочее колесо и радиальным выходом.
Турбокомпрессор – энергонасыщенный агрегат. Мощность, передаваемая от турбины к компрессору, может составлять до 30% мощности самого двигателя. Давление на выходе компрессора и на входе в турбину может достигать ~ 4 атм. Температура воздуха на выходе из компрессора до 1500С, а газа на входе в турбину до 7500С для дизелей, и до 10500С для бензиновых и газовых двигателей. Частота вращения ротора до 250 000 об/мин для ТКР с диаметром колеса компрессора ~ 50 мм, и до 70 000…90 000 об/мин для ТКР с диаметром колеса компрессора ~ 90…100 мм.
Детали компрессорной ступени, как правило, изготавливаются из алюминиевых сплавов. Корпус турбины – высокопрочный чугун. Рабочее колесо турбины из термостойкого сплава на основе никеля. Ротор стальной, с упрочнением поверхности закалкой или азотированием. Рабочее колесо турбины и ротор соединяются друг с другом сваркой трением или лазерной сваркой. Рабочее колесо компрессора крепится на роторе гайкой вместе с пакетом деталей упорного подшипника. Корпус подшипников – чугунный, возможно с полостями для жидкостного охлаждения. Для подшипников чаще всего применяется свинцово-оловянистая бронза БрО10С10.
Смазка подшипников
под давлением, масло из системы смазки двигателя. Уплотнение ротора для предотвращения попадания масла в компрессорную и турбинную ступень – чугунными разрезными кольцами.
С учётом высокой частоты вращения ротора особые требования предъявляются к балансировке ротора, которая выполняется в несколько переходов:
- Балансировка отдельно колеса компрессора и ротора.
- Балансировка ротора в сборе с колесом компрессора.
- Проверка величины остаточного дисбаланса и максимальных значений виброускорений, добалансировка картриджа в сборе (ротор с колёсами, установленный в корпус подшипников) на специальных стендах.
Эти работы выполняются для 100% ТКР в серийном производстве. 10% ТКР от общего объёма выпускаемой продукции проходят контрольные испытания на специальных стендах, позволяющих создать условия работы ТКР, близкие к эксплуатационным.
При этом проверяется соответствие характеристик компрессорной и турбинной ступеней требованиям технических условий (ТУ), а также работоспособность ТКР в эксплуатационных условиях.
Необходимые характеристики компрессора, напорные и расходные, определяются расчётом на основании требований Заказчика – разработчика двигателя, конструктивных данных двигателя, его назначения и т. д.
Характеристики турбины определяются исходя из обеспечения необходимой мощности на привод компрессора на всех эксплуатационных режимах работы двигателя, с учётом термодинамических параметров газа на выходе двигателя (располагаемой энергии отработавших газов) также на основании расчётов.
Таким образом, выбор ТКР для конкретного двигателя, как правило, индивидуален.
Привет всем! Хочу поделиться своим отзывом о турбине МТЗ, которую я купил недавно. В двух словах — это просто бомба!
Сразу скажу, что я не являюсь профессиональным механиком или автомехаником, но у меня есть достаточно опыта с различными техниками. И так, когда мне понадобилось заменить турбину на моем МТЗ, я немного понервничал, не зная с чего начать.
Но благодаря хорошим отзывам и советам друзей, я решил попробовать эту турбину. И не пожалел! Установка прошла очень быстро и легко, даже мне удалось это сделать самостоятельно. Качество и надежность турбины просто поразили меня.
Когда я впервые завел машину после установки, я просто замер от удивления. Разгон стал намного более резким и плавным, мощности стало значительно больше. Это было как новая жизнь для моего МТЗ!
Я использовал турбину уже несколько месяцев и могу смело сказать, что она действительно стоит своих денег. Мои поездки стали более комфортными и эффективными. Да, она может быть немного дороже, чем другие аналоги, но качество и результаты оправдывают каждую копейку.
Очень интересная и познавательная статья! Она предоставляет читателю всю необходимую информацию о том, как правильно использовать и обслуживать турбокомпрессор. Здесь подробно рассказывается о различных аспектах работы этого устройства, таких как его конструкция, принцип действия, а также основные причины неисправностей и способы их устранения.
Автор статьи подчеркивает важность соблюдения всех рекомендаций, указанных в Руководстве по эксплуатации, для обеспечения долгой и надежной работы турбокомпрессора. Это особенно актуально для тех, кто использует подобные устройства в своей профессиональной деятельности.
Статья также содержит полезные советы по уходу за турбокомпрессором, такие как регулярная замена масла и фильтров, контроль температуры и давления, а также своевременное проведение технического обслуживания.
В целом, я считаю, что эта статья будет полезна широкому кругу читателей, интересующихся работой турбокомпрессоров и их эксплуатацией. Она поможет не только профессионалам, но и тем, кто хочет узнать больше о работе этого устройства и научиться правильно его использовать.